Среднеазиатская овчарка
Игорь МалайдахСреднеазиатская овчарка - древняя порода собак,
дошедшая до нас практически в своем первозданнойм виде.
В своем многовековом служении людям она заслужила
право на достойное ее сохранение.

Сегодня вне зависимости от внутривидовых различий,
среднеазиатская овчарка - одна из самых востребованных
пород. Идеальный компаньон, преданный и неподкупный
страж, любящий и любимый член семьи - вот далеко не
полный портрет этой замечательной собаки. Конечно,
для содержания крупного мастифа идеально подходит
загородный дом. Но и в скромной городской квартире САО никогда не будет лишней -
неприхотливая в быту, не требующая ежеминутной опеки и внимания - равная среди
равных, друг, а не слуга.

   За последние 3-4 года количество информативных статей о породе среднеазиатская

овчарка прямо пропорционально росту ее популярности. Многие издания имеют

характер путевых заметок, некоторые претендуют на оригинальность восприятия породы

в целом, и ее проблем, в частности. К сожалению, большинство авторов в свободной

форме и вольном пересказе муссируют информацию, почерпнутую из ставшего

кинологическим бестселлером первого издания книги «Среднеазиатские овчарки»

(авторы Мычко, Беленький, 1996). Не менее вольно обращаются, в целях

собственной рекламы, и с фундаментальными исследованиями истории САО

Ивановой Т.М. Речь идет не о гражданской позиции авторов плагиатов, а об истории

одной из древнейших пород собак нашей Земли, нашей Родины. Кинология не знает

границ, точно так же как любовь не знает преград.
   Данный обзор - попытка не систематизировать или нивелировать всю информацию

о пастушеских собаках азиатского происхождения, утверждений определенных

авторитетов или, тем паче, низвержения некоторых из них. Это мысли вслух,

рассуждения и сомнения об одном из величайших наследий прошлого - собаках,

чья история исчисляется тысячелетиями. Речь идет не только о САО, а обо всех

пастушеских мастифах Европы, Азии и Индии.
   Среднеазиатская овчарка - одна из древнейших пород на земле, которая дошла

до наших дней, сохранив свой внешний вид и удивительный характер. Это их предки

дрались на аренах амфитеатров, а Александр Македонский использовал этих псов

в сражениях и наносил с их помощью большой урон врагу. По сохранившимся

изображениям эти собаки близки по типу к древнему мастифу. Мастифы, гривастые

доги, в разных местах их называли по-разному, были привезены в Персию

Александром Македонским. А на Тибете уже давно имелись крупные местные

тибетские собаки, потомки черного тибетского волка. Они были примитивными,

грубыми, сырыми, черного или черно-подпалого окраса, обладали огромной силой.

У них была огромная голова, короткая морда, сырые губы, складки на лбу, подвес на

шее, очень густая грубая шерсть и тенденция к перекусу. В Индии и местами в Китае

широко использовали этих собак для охраны, на охоте, в армии. Китайцы применяли

их для охоты на людей. В Европе они стали носить название молоссов или эпирских

собак.
   Среднеазиатская овчарка - одна из древнейших пород на земле, которая дошла до

наших дней, сохранив свой первоначальный внешний вид и удивительный характер.

Это их предки дрались на аренах амфитеатров, а Александр Македонский использовал

этих псов в своих сражениях и наносил с их помощью большой урон врагу. По

сохранившимся изображениям эти собаки близки по типу к древнему мастифу.

Мастифы, гривастые доги, в разных местах их называли по-разному, были привезены

в Персию Александром Македонским. А на Тибете уже давно имелись крупные местные

тибетские собаки, потомки черного тибетского волка. Они были примитивными,

грубыми, сырыми, черного или черно-подпалого окраса, обладали огромной силой.

У них была огромная голова, короткая морда, сырые губы, складки на лбу, подвес

на шее, очень густая грубая шерсть и тенденция к перекусу. В Индии и местами в

Китае широко использовали этих собак для охраны, на охоте, в армии. Китайцы

применяли их для охоты на людей. В Европе они стали носить название молоссов или

эпирских собак. (Л. Кононенко, 1992).
   «В мыслях каждого владельца собаки, очевидно, есть страстное желание доказать

древность выбранной породы», - писал известный английский кинолог Douglas B. Oliff

во введении к своей книге «The mastiff and BulImastiff Handbook». «Из-за этой так

называемой «истории», - пишет он дальше, - происходят недоразумения и

предположения. Это относится к собакам из ранних периодов цивилизаций, но такие

ссылки свободно применяются большинством писателей, специализирующихся на

истории породы. В результате получается сомнительная точность, так что приходит

время, когда становится необходимым переоценить исторические факты...

Существует несколько пород, подверженных такому нелогичному и неопределенному

историческому вздору... В большей степени это произошло из-за бессовестного

пиратства «собачьих» журналистов на протяжении многих лет. Когда первоначальная

ошибка повторяется многими авторами, она начинает восприниматься как ФАКТ».
   Большинство современных авторов, рассказывающих о различных породах собак,

в своих работах приводят отрывочные исторические данные об их формировании,

пытаясь с трудом связать их между собой различными опрометчивыми вымыслами.

Они порой забывают, что история возникновения собаки напрямую связана с этапами

эволюции человеческого общества на протяжении многих тысячелетий в

доисторический период, а формирование внешнего облика молосса, являющегося

породным признаком, зависело, в первую очередь, от эволюционной ступени не

только социальной организации людей, но и от их культурного уровня и происходило

в период, названный немецким философом-историком К. Ясперсом, «осевым

временем», то есть с 800 по 200 год до н.э.
   Периоды появления различных форм охранных пород, к которым относится молосская

группа собак, не имеют четких временных и территориальных границ, но

приблизительно их можно установить по тем или иным литературным источникам,

которые сохранились в архиве мировой литературы и подтверждаются

археологическими находками и произведениями искусств.
   О временном факте появления этих форм можно сказать следующее:

примитивные породы, участвовавшие в образовании группы молосских собак,

по всей видимости, являются аборигенными породами:
   - В основном в Древней Греции (по археологическим данным) в середине II

тысячелетия определялись два типа собак: охотничьи - изображены на четырех

золотых килиях из тайника в Микенах и на фресках тиринфского дворца; и сторожевые

с массивной мускулатурой - фигурки этого типа собак сохранились на деревянном

ларце из могилы в Микенах.
   - Этрурии.
   - Древнего Рима.
   - Стран Древнего Востока (Мессопотамии, Персии, Индии).
   Переходные формы промежуточной стадии появились на западе Европы в период

IV века до н.э. - IV-V веков н.э., в Древней Греции - в эллинистический период

(IV-II вв. до н э ) в Римской империи, странах Европы.
   Появление заводских форм молоссов отмечается в середине XIX века на территории

разных стран. Все породы образовались посредством смешения, и представляют собой

изменяющиеся в процессе отбора формы.
   Чистые породы - всегда лишь идеальные типы. Не было в действительности такого

времени, когда существовали замкнутые в себе, не подверженные изменению и

смешению породы. Мы не обнаруживаем одну породу, из которой возникли все

остальные. Об этом явлении К. Ясперс писал следующее: «Перед нами волнующее

море различных образов, четкие контуры которых возникают лишь на поверхности,

иллюзорно, лишь на мгновение, не всегда и не абсолютно». (В. Пилюгин, 1997).
   Профессор К. Келлер в книге «Происхождение наших домашних животных», издание

П. Сойкина, - С.-Петербург, 1913 г., на странице 8 пишет, что конечная цель истории

домашних животных есть определение дикой родоначалыюй формы наших ручных рас

и географическое установление очага образования каждого вида домашних животных.

Дальнейшая задача - проследить пути, по которым происходило распространение в

различные земли. И далее, «так как домашние животные принадлежат к живому

инвентарю человека и составляют чрезвычайно важную часть его культурного

достояния, то ясно без дальнейших рассуждений, что пути их странствий совпадают

с путями странствий человека«».
   Проф. К. Келлер, рассматривая происхождение расовой группы догов, ссылается

на название их древними писателями «индийские собаки«» и считает, что это

указывает на их переселение с востока. Подобные собакам Ассирии и Вавилона,

известны очень похожие на них доги в Гималайской области, особенно на Тибетском

плоскогорье. Этим собакам посвящена монография Макса Зибера «Der Тibethund»,

Winterthur, 1897.
   Однако, если исходными считать тибетских собак, то нужно постоянно помнить,

что это аборигенные собаки, сформировавшиеся и существовавшие в определенном

климатическом регионе, именно к этим условиям оптимально приспособленные.

В других климатических условиях в таком виде они существовать не могут. Их влияние

могло сказаться на крупной местной собаке. (Т. Иванова, 1997).
   Все три выбранных отрывка связаны общей мыслью - речь идет о родстве всех без

исключения пастушьих мастифообразных собак народной селекции. Если Л. Кононенко,

высказывает мнение об истории и происхождении только САО, а В. Пилюгин указывает

четкие временные и территориальные рамки возможных прародителей молоссов

Западной Европы, то аргументация сомнений Т. Ивановой в отношении маловероятной

роли тибетского мастифа, как прародителя всех догообразных Евразийского региона

кажется мне более убедительной.
   Первые сведения о собаках Тибета, доступные читателю, мы находим в путевых

заметках Марко Поло. Путевые записки и публикации о результатах экспедиции

Пржевальского и Семенова-Тянь-Шаньского также дают представление об аборигенных

собаках Центральной Азии и Тибета. Исследование Тибета натуралистами Европы

в XIX и начале XX веков впервые поведали об удивительных гигантских собаках.

Местные жители разделяли их на три вида в зависимости от размеров: 1) санг-кюи;

2) до-кюи; 3) дрог-кюи.
   В период с 1937 по 1948 год подробное описание «санг-кюи» - тибетского мастифа

сделали Фаско Мариани. Но зато экспедиция середины 90-х годов ХХ столетия

обнаружила всего 2 (!) особи «санг-кюи». Путешественники и натуралисты А.

Бьетолини и Д. Браччи охарактеризовали состояние породы как катастрофическое.

Но они встретили большое количество особей тибетского мастифа, которые известны

как «до-кюи» и «дрог-кюи».
   В 1995 году увидел свет прекрасный атлас «Доги и бульдоги»

(А.И. Иншаков, Е.Г. Цигельницкий). В нем впервые, предпринята попытка разделить

пастушеских собак на подгруппы в зависимости не от территориальной

принадлежности, а от их функциональной предназначенности. Так в группу

европейских охранников стад (прамолоссов) попали вместе с заводскими и

народно-селекционными породами Европы аиди, САО и монгольская овчарка

(прямой родственник «до-кюи»), а в группу мастифов (догов) Западной Европы

попали исчезающий арийский молосс, тибетский мастиф и исчезнувший на рубеже

XIX и XX веков русский меделян.
   Первые сведения об арийском молоссе - афганской пастушеской собаке, -

встречались в литературе с середины ХХ столетия. Нашему читателю эта порода

стала известна благодаря II выпуску «Информ САО», где в переводе Р.О. Зайнетдиновой

была опубликована книга Абдул Расак Кадири «Собака Кучи». Вот краткая

аннотация основных положений книги исследователя-натуралиста, имеющих

отношение к САО:
   Арийская собака - афганская пастушеская собака
   Пастушеская собака называется в Афганистане «Sage Koochi» (собака кочевников).

Её часто можно видеть, когда она сопровождает караван верблюдов или охраняет

крупный рогатый скот, ослов и коз.
   Ее задача состоит в том, чтобы стеречь отары овец и её характеризуют

как «Sage Rama» (собака, стерегущая отары овец).
   По всей вероятности, эта древняя порода собак, находящаяся в тесном родстве

с Кангальской собакой Турции и тибетским мастифом, использовалась первобытными

племенами для захвата земель и улаживания - племенных раздоров. Когда дело

доходило до споров о пастбищах, владении стадами коз и других вопросов, то от

каждого племени выбиралась собака, которая решала спор в «яме» во время поединка.

Дело решалось в пользу хозяина победившей собаки - без дальнейших дискуссий.

Это примитивное решение, обращение к третьей стороне, своего рода «божий суд»,

предотвращали военные столкновения и обильную потерю человеческих жизней.

Эти собаки разводились, воспитывались и обучались собаководами - «специалистами»,

которые не принадлежали ни к какому племени. Если возникали трудности, то вожди

племен, которые отвечали за эти дела, шли к «собаководу» и выторговывали лучших

собак. Собака, которая была выбрана для решения конфликта, оставалась вплоть до

дня поединка у того же «собаковода«», затем в яме или на нейтральной территории

проводился поединок. Этот бой разрешалось наблюдать только мужчинам.
   Хвосты собак были окрашены в различные цвета, чтобы во время боя можно было

без труда определить противников.
   Регион, откуда произошла арийская собака
   Регион, откуда произошла афганская пастушеская собака (арийская собака) - это

горы Памира, особенно район Вакхан в провинции Бадахшан, где живёт почти

исключительно племя таджиков, а также далее к западу, северные провинции

Афганистана, в которых чувствуют себя как дома турецкие племена. Из Северного

Афганистана - из провинций Такхар, Багх-лан, Кундуц, Саманган, Балх, Иовзяп и

Фарьяб, граничащих с Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном - известны

знаменитые пастушеские собаки одного и того же «типа». Внутри Афганистана

подвергаются строгой селекции и разводятся пастушеские собаки по своим рабочим

качествам.
   Характер и продолжительность жизни
   Эти собаки зависимы от человека, но при этом не назойливы. Они отважны и

уверены в себе. Если они порой не подчиняются воле человека, это происходит не

из-за их глупости, а скорее из-за их высокого интеллекта: эти собаки привыкли сами

принимать решения. Афганские пастушеские собаки буйны и воинственны. Они

никогда не лают без причины. В отношениях с другими собаками они ведут себя

отважно, с достойным благородством. Необходимо воспитывать в них подчинение

человеку. Ни в коем случае, никогда эти собаки не должны участвовать в обучении

сторожевой службе!
   В Афганистане пастушеские собаки выполняют свою службу до 14-17 лет, в редких

случаях до 21 года.
   Типы среднеазиатских овчарок
I. Горный тип.
   Коренастые, крепкого телосложения, выносливые, угол задних конечностей такой

же, как у тибетского мастифа. Этот тип во время бега, конечно, несравним со степным

типом, который имеет другой угол задних конечностей. Соответственно положению и

высоте горных регионов, имеют длинный шерстный покров. При этом на

короткошерстные экземпляры имеется спрос для привлечения таких собак к собачьим

поединкам.
II. Степной тип.
   Относительно поджарые, довольно облегчённого типа сложения, быстрые в беге,

отличаются упругими, свободными движениями.
III. Оазисно-пустынный тип.
   В отличие от двух первых типов, имеет короткий шёрстный покров.
Кто не должен был бы ни в коем случае держать этих пастушеских собак
   Как основную отличительную характеристику этих типов пастушеских собак автор

может выделить, прежде всего, их устойчивую нервную систему, терпеливость и

уверенность в себе. Эти собаки производят впечатление очень уравновешенных

животных. Но и эта порода без необходимой социализации не будет являться такой

милой, не будет проявлять особую любовь к детям. Собаки эти имеют свои законы!
   Для тех, кто имеет мало опыта и знаний в общении с пастушескими собаками, эту

породу не следует рекомендовать. Собака эта отнюдь не подходит и для тех, кто

желал бы видеть в ней покорного, всё выполняющего акробата. Ну и конечно для

всех тех, кто возмещал бы на ней все комплексы своей неполноценности и другие

слабости.
   Не говоря уже о том, что для содержания такой пастушеской собаки от человека

требуется наличие достаточного места, наличие свободного времени, а главное -

понимание этой породы как одной из древнейших, ведущих своё происхождение из

глубины веков, породы, которую создала сама природа, ибо её история, как уже

упоминалось, насчитывает свыше нескольких тысяч лет!
   Тому же, у кого нет ни места, ни времени, а есть лишь некоторые приближенные

знания об этой породе, не следовало бы мучить ни себя, ни животное. Справедливо

будет при этом напомнить, что существует и без того огромное количество других

европейских пород собак.
   Необходимо помнить, для того, чтобы такая древняя порода, как среднеазиатская

овчарка, утвердилась в Европе, было бы желательно сохранить лишь некоторые

экземпляры этой породы в чистоте и разводить их только в ограниченных количествах

и не заниматься массовым размножением, в целях наживы.
   Если оставить в стороне вполне заслуженную критику автором уровня заводской

работы с породой САО в местах исконного обитания, то явно прослеживается главная

мысль - «арийский молосс» и лучшие представители породы САО - одна раса.
   Никто из авторов не ставит под сомнение родство пастушеских мастифов

евроазиатского региона. К сожалению, на вопрос о древнем прамолоссе - прародителе

всех мастифов мира не могут дать ответ ни археологи, ни историки, ни генетики.

Хотя уже очень давно среди мастифистов всего мира существует теория, в которую

укладываются все известные факты. Итак…
   «... Предания говорят, что к середине VI тысячелетия до р.х. ледяной панцырь,

давивший европейскую землю 60 тысяч лет, растаял…
   … Все ощутимее становились волны пришлого населения, пришедшего с юга и

юго-востока - охотников, рыболовов…
   … Навстречу этим волнам двигались с северо-запада … Люди Севера, они совсем

не походили на обитателей тундры… В сопровождении оленей и собак они двигались

к юго-востоку…
   … Арии шли на восток… Рама призвал всех самых сильных и смелых покинуть Европу

и пойти за ним в самое сердце Азии…
   … Начался массовый поход через Кавказ, под предводительством Рамы. К ним

присоединялись скифские и другие племена. По свидетельству Зороастра, люди Рамы

в самом центре Азии основали город Вер…»
   Это отрывок из романа-эссе «Путь ариев». Его автор - академик АН СССР

Ю.М. Каныгин. В романе упоминается о столице легендарной страны Куш - центре

арийского мира, расположенного в районе современного монгольского города

Далан-Дзадаган. Отсюда арии продолжали свое движение в Индию и на

Восток - включая Японию. Но после страшной катастрофы и гибели столицы

в 2500 году до р.х. начался следующий этап арийской эпопеи «… это путь на Запад

через всю Евразию в землю легенд и преданий - обетованную Припонтиду…».
   При создании романа Каныгин использовал не только веденические скрижали и

тибетские манускрипты. Не вступив в противоречие с изложением всемирной

истории библией и Кораном, автор в доступной форме поведал об удивительной

судьбе великого народа, который более 5 тысячелетий «барражировал» по Европе,

Азии, Индии, создав при этом огромнейшее количество исторических культур.

Историки называют эту территорию «арийским поясом». Самое любопытное -

«арийский пояс» полностью покрывает территорию распространения пастушеских

молоссоидов прошлого и настоящего. К сожалению, гипотеза о «древнем арийском

молоссе», как родоначальнике всех догообразных, не имеет фактической аргументации

. Но в ее пользу, есть непрямые, косвенные доказательства:
   1). Регионы распространения ныне существующих собак народной селекции, сходных

по фенотипу и ВНД с древними боевыми, травильными и охранными собаками,

полностью совпадает с картой «ариезированного» мира.
   2). Все эти собаки имеют несомненное сходство с предками европейских пород,

относящихся к II группе FCI.
   3). Наличие малочисленной, но реально существующей популяции травильных собак

Афганистана (арийский молосс), описанной в «Кинологическом атласе» Вилкокс и

Валкович (1991) и имеющей несомненное сходство со всеми известными охранно-

пастушескими собаками Европы и Азии (в первую очередь САО).
   4). Создание Трипольской культуры на территории Руси и переход части арийских

племен на оседлый образ жизни для кинологии ознаменовалось появлением Русского

Меделяна (исчезнувшего в конце XIX века), который имел несомненное сходство с

древними мастифами островной Англии, пастушескими молоссами Южной Европы,

мастифами Центральной Азии и Тибета, включая догообразных собак Индии.
   5). Наличие в книгах «Авесты» целых глав, посвященных правилам обращения с

собаками - основами сегодняшней культурной кионологии.
   6). Точное временное и территориальное разделение пород народной селекции в

странах Европы, совпадающее по времени с закатом зороастризма.
   «С VI века до р.х. по VII век нашей эры государственной религией трех великих

Иранских империй был зороастризм, одна из древнейших религий мира. Основателем

этой религии был пророк Заратуштра. Он был иранцем, предположительно жил около

1200 года до р.х. В этой религии собака была вторым по святости после человека

существом. До наших дней дошли отдельные книги «Авесты», свода религиозных

законов. В «Авесте», в Видевдате, целая глава посвящена собаке. Впервые на русский

язык эта часть была переведена В. Крюковой.
   Уже тогда собаки делились на пастушьи и охотничьи, и самое большое наказание

нес человек за ущерб, нанесенный именно пастушьей собаке. Таким образом, для

формирования породы были благоприятные условия.«» (Т.М. Иванова, 1997).
   Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о прямом родстве САО не только

с догообразными собаками Евразийского континента и Индии, но и считать САО

ближайшим потомком прародителя всех молоссоидов мира. Лично я не стал бы

торопиться с еще более радикальными выводами - считать САО именно таким

родоначальником. Достаточно и того, что сегодняшяя САО - одна из немногих

древнейших спутников человечества на его историческом пути.
   Если различия во взглядах на исторические аспекты происхождения САО и

приоритетность возможных прародителей породы практически не сказываются на

кинотехнических концепциях разведения, то различное отношение специалистов и

любителей САО к типизации внутрипородных типов не может не сказаться на

дальнейшей судьбе породы.
   Первые попытки разделения САО на типы относятся к концу 20-х годов прошлого

столетия - так называемые «туркменская» и «киргизская» овчарки. При этом

названия весьма условны - для многих любителей породы «туркменская»

ассоциируется не с республикой Туркмения, а с понятием Туркменистан -

практически всей территорией советской Средней Азии. Если принять эту точку зрения,

то «туркменская» САО - это наиболее распространенный тип среднеазиатской овчарки

на всей территории советской Средней Азии, а не собака, рожденная в Туркмении, и,

тем более, не собака, имеющая этнические родовые корни с народностями,

населяющими территорию современной Туркмении. Уже в то далекое время внутри

«туркменских» овчарок различали подвиды - как по анатомическим различиям и

цветовой гамме, так и по типу высшей нервной деятельности. Безусловно, что

100 лет назад весь массив породы был более стабильным с точки зрения зооинженерии,

так как природа во многом разумней и рациональней в своих деяниях, чем человек,

все дальше от нее уходящий.
   Не менее интересно задуматься о судьбе «киргизской» овчарки. Привязав этот

тип САО к Киргизии, исследователи 30-х годов прошлого столетия никогда не считали,

что только среди алых маков Иссык-Куля можно встретить мощных, рослых, далеко

не квадратных собак с головами благородных обтекаемых линий, с крупными зубами,

очень злобных и недоверчивых к посторонним, основной отличительной чертой

которых была короткая, с хорошо набитым подшерстком, «кротовая шерсть». А через

60 лет А.Р. Кадири описывает точно так же «оазисно-пустынный» тип афганских

молоссов. Лично мне в 1982 году в городе Алма-Аты довелось видеть четырех старых

казахских собак, описание которых полностью совпадало с «киргизской» и

«афганской» разновидностями.
   Большая заслуга в описании «туркменских» и «киргизских» овчарок принадлежит

А.П. Мазоверу и его коллегам. Но из-за малочисленности представителей

«киргизского» типа (условность этого названия очевидна всем), за эталонную модель

в заводском разведении была взята «туркменская» овчарка, как тип, встречающийся

практически во всех регионах Средней Азии. Стандарт САО, созданный Мазовером,

стал библией «азиатчиков» на многие десятилетия. Только к середине 80-х годов

прошлого века заговорили о недостаточности описательного стандарта Мазовера, так

как в кинологические центры СССР стали попадать аборигенные собаки Средней Азии,

которые далеко не всегда и не во всем соответствовали принятым критериям. Можно

смело заявлять, что в послевоенные годы в СССР была выведена порода, весьма далека

я от всей группы молоссоидов Азии. По своим фенотипическим характеристикам эта

порода гораздо ближе к рабочим европейским овчаркам I группы FCI - бельгийским и

немецким. Но возникла она не на пустом месте. На территории всей Центральной Азии

существует огромное количество приотарных овчарок, выполняющих, помимо охранных

и сторожевых функций, работу пастуха. Всем любителям САО знаком этот тип -

прекрасно дрессируемой, крепкого сложения, с уплощенной реберной частью корпуса

собаки. Соотношение длины морды к длине головы - 1:2, хорошо выраженные углы,

большая работоспособность, энергичность и управляемость. К сожалению, далеко не

эти собаки тысячелетия тому стали верными и неподкупными стражами скота и

имущества кочевых племен. Но даже в условиях современной урбанизации эти собаки

нашли свою социальную нишу - как собака-компаньон и спортивная собака. Правда,

порода не выдерживала конкуренции в выставочных рингах с азиатскими мастифами,

которые помимо импозантной и внушительной внешности отличались замечательными

сторожевыми и охранными качествами. Но эта популяция являлась основной на

Европейской территории СССР вплоть до развала Союза.
   Перелом во взглядах на САО произошел в конце 80-х годов. На 1-й Всесоюзной

выставке отечественных пород единичные молоссоиды вызывали бурю восторга и

небывалого интереса к породе. В начале 90-х вывоз аборигенных мастифов Средней

Азии в различные регионы СССР резко увеличился. Не все высокопородные животные

вписывались в описательный стандарт А.П. Мазовера. Для многих стало очевидным, что

на территории Средней Азии обитает несколько внутрипородных типов САО, каждый

из которых мог претендовать на выделение в отдельную породу.
   Огромную просветительскую и популяризаторскую роль в становлении современного

взгляда на породу сыграли историко-изыскательские работы Т.М. Ивановой из

С.-Петербурга. Но не меньшую роль в систематизации внутрипородных типов САО

сыграли две книги - это «Собаки Средней Азии» (автор Лабунский) и «Среднеазиатская

овчарка» (авторы Мычко и Беленький).
   Лабунский считает, что в Средней Азии есть 3 породы собак: среднеазиатский

мастиф, среднеазиатский дог, среднеазиатская овчарка. Кроме того, эти породы

объединяют целую группу подвидов, часто не совпадающих ни по фенотипу, ни по

территориальной принадлежности. Основная дифференциация идет по типу

конституции и возможности выполнять различную работу.
   Авторы «Среднеазиатской овчарки» считают все внутрипородные типы различными

морфами одной породы, где основой для дифференциации служат: а) форма головы,

б) стрение опорно-двигательного аппарата, в) цветовая гамма, г) география

происхождения.
   У обеих точек зрения есть свои приверженцы и свои яростные противники.

Но многие из моих коллег придерживаются следующей классификации:
   1). Среднеазиатская овчарка (объединяющая заводских САО 60-90-х гг. и

среднеазиатских пастушеских овчарок).
   2). Среднеазиатский мастиф (объединяет лучших представителей породы во всех

регионах Средней Азии, реально описывается стандартом породы, принятым в 1989 г.)

   3). Большой среднеазиатский мастиф (объединяет немногочисленные популяции в

различных государствах Центральной Азии, существует в районах среднегорья,

отличается от (2) линейными размерами - в первую очередь массивностью и наличием

шерсти, минимальный индекс костистости - 20 для сук и 22 для кобелей, минимальная

высота в холке - 70 для сук и 75 для кобелей).
   4). Арийский молосс (на территории бывшего СССР практически не встречается).
   С подобными критериями при работе с породой согласны многие ведущие мастинисты

мира. Начальный этап разделения САО на породы очень четко охарактеризовал весной

2002 года судья FCI Зоран Бранкович. Суть его выступления на семинаре после

выставки «Азиат 2002» сводится к следующему: не надо выдумывать велосипед,

разделите породу по линейным размерам на несколько по примеру шнауцеров - малый,

средний, большой. Это и будет началом новой эры в среднеазиатах. Хочется верить,

что это время не за горами.

 

Игорь Малайдах

п-к " Казах-ит"

20 мая 2013 г.

после продолжительной болезни умер Игорь Андреевич Малайдах, азиатчик, владелец питомника "Казах-Ит"

Эксперт МКФ, первый президент клуба САО на Украине.


automatic

translator


испанский 

английский

немецкий

итальянский

французский 

польский

финский

  español

 – еnglish

 – deutsch

  italiano

 – français

 – polski

 – suomalainen


website translator plugin

  Макарова Наталия

Телефон :   +7 978 716-44-79

 

Skype :         macarova3

 

Адрес :         Россия, Крым

                     г. Севастополь

                 ул. Синопская д. 25-а

 

E-mail : natalimacarova@mail.ru


Севастопольский портал.

счетчик посещений
russian women for marriage homepage counter счетчик сайта
free website clock скачать часы для сайта

Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру

web counters